17:00 

Ланди Банкрофт "Мужья-тираны (Зачем он это делает)"

Пинья Колада
"За пределами знания о злодеянии и добродетели есть поле. Я жду тебя там." Джалаладдин Руми, XIII век
Я дочитала! Долго читала, с лета наверное. Кусками. Очень интересно, если допустимо употреблять понятие "интересно" к книге о домашнем насилии, но и очень страшно. Страшно, естественно, не от книги, а от реальности, потому что: во-первых, у каждого, и у меня в том числе, есть багаж жизненного опыта и тьма родственников, друзей, знакомых, и если чего-то не случалось лично со мной, то у кого-то где-то точно было, даже если в свое время не привлекло особого внимания, а во-вторых, потому что я сдуру пыталась говорить о прочитанном с другими людьми (в реале). Окружение у меня типичное, не интеллектуально-продвинутое, но и не откровенно маргинальное, ну и среднее отношение этого окружения таково, что насилие в семье, это когда муж жену регулярно лупит и она вечно ходит с фингалами. Если изредка, то уже непонятно, может и сама нарвалась. О насилии в отношении детей и речи не идет - как их ещё воспитывать-то?
Но о книге. Книга, подытоживая, описанная совокупность наблюдений и случаев из практики консультанта программы по работе с мужчинами, совершавшими домашнее насилие. В программу их направляет суд, так что, иными словами, речь о товарищах, которые уже окончательно допекли кого-то своим поведением. Там с ними работают, работают с их жертвами, так что книга - буквально выжимка результатов этой работы: выводы, рекомендации, поддержка.
Вывод первый и основной: в насилии виноват насильник. Точка. Жестокий человек является жестоким, не потому, что он жертва обстоятельств, ранимая натура, зависит от алкоголя и наркотиков или разочарован в жизни. Жестокий человек жесток потому, что ему это нравится. Эти люди прекрасно себя контролируют! Неконтролируемые вспышки гнева, которые случаются только, если их спровоцировать - сказка про белого бычка. Когда человек унижает, оскорбляет, бьет того, кто заведомо слабее и находится в зависимом от него положении, он сознает свои действия и полностью за них ответственен. Так что никакие "если бы она не сделала то, если бы она сделала это, он бы не..." не имеют права на существование. Если он хочет - он найдет повод. Это главное, что нужно уяснить.
Далее. Насилие бывает не только физическим. Более того, моральное насилие бывает даже страшнее. Ужасно, когда тебя бьют, но не менее страшно сто раз слышать угрозу и ждать, когда ударят. Страх нарастает, как снежный ком.
Насмешки, унижение, обесценивание проблем и чувств - тоже насилие! Суть у всего одна - жестокая личность получает удовлетворение от подавления своей жертвы, от её слабости и от её страха. От её боли, в конце концов, физической или моральной.
Следующее: стать жертвой домашнего насилия может каждый(ая). Думать, что это случается только с какими-то неправильными (слабыми, глупыми) людьми, всё равно, что считать, будто не каждого может сбить машина или не каждый может заболеть раком. Есть вещи, от которых не застрахован никто. Жестокий мужчина это не исключительно маргинал с бутылкой в кармане, он может быть успешным бизнесменом, политиком, ученым, от социального статуса и уровня образованности здесь ничего не зависит.
От чего зависит, так это от дозволенности и лояльного отношения к жестокости в социуме. Иными словами, если родственники, друзья и соседи считают, что насилие это однозначно и стопроцентно недопустимо, то жестокая личность будет бояться осуждения и, в конце концов, наказания. Если же в окружении допустимы "бьет, значит любит", "муж голова, а жена шея" и прочая сексистско-традиционная ерунда, то и опасаться насильнику нечего, а уровень насилия в семьях будет выше. Причем не факт, что статистически. Как собрать достоверную статистику, если жертва никуда не обращается? Обратиться ей некуда. Тут мне всегда вспоминается эпизод из "Крестного отца", когда дочь дона Корлеоне жалуется ему, что муж бьет её, а он отвечает ей: "Если бы твоя мать вела себя так, как ты, я бы её тоже бил". Замкнутый круг.
На протяжение всей книги я думала есть ли у нас, если не аналог подобной программы (размечталась вообще), то хоть что-нибудь? Реальные проекты, направленные на защиту жертв? Автор рассказывает о США и Канаде и говорит, сколько ещё существует неразрешенных проблем, а я всё думаю: что у нас? А у нас ничего. Убьет - тогда приходите.
Я уверена, что каждый, если не по своей семье (а это же считается постыдным, ну или нормальным, подумаешь, отец мамку гонял, орал, унижал, у всех так), то по семьям знакомых, знает истории, где женщина зависима экономически, морально, социально (о-о, если есть дети, как же отставить их без отца, собственная родня заклюет) и не может ни к кому обратиться. Банкрофт призывает быть терпеливыми к ним. Даже если вы не можете помочь реально, выслушать и дать понять, что верите ей, что не обесцениваете её проблему - уже что-то.
Книга не оставляет ощущения беспросветности и безнадежности, нет. Согласно опыту США и Канады ситуация с домашним насилием, с отношением полиции и судов значительно улучшилась за последние пятнадцать-двадцать лет. Всё достижимо и всё можно побороть, если работать над этим. "Ну да, всё так, - сказали мне, когда я ещё пыталась говорить об этом с реальным человеком, - но с этим ничего нельзя сделать". Можно! Можно влиять на культуру, создавать продукт, не поддерживающий насилие, а осуждающий его. Растить детей в атмосфере уважения к себе и окружающим, не показывать и не давать дурных примеров сыновьям, якобы у них есть привилегии в отношениях с другими людьми. Работать над собой.
Уф, тяжелая книжка, серьезно.
Книга

@темы: Размышления на тему, Познавательное, Книги

URL
Комментарии
2016-11-24 в 17:51 

~Mathew
Amicus cognoscitur amore
Во всем согласен. И это только одна книга, переведенная на русский. И то читать не будут. Европейская и американская культура вот таких вещей к нам, несмотря на вопли, не течет вообще, так что мы до сих пор на уровне ебаных дикарей.
Растить детей в атмосфере уважения к себе и окружающим, не показывать и не давать дурных примеров сыновьям, якобы у них есть привилегии в отношениях с другими людьми.
Как ты ни будешь воспитывать мальчиков, они все равно вырастут пидорасами: потому что окружение быстренько пообтачает их в правильную форму. Как от этого ни отмахивайся, все равно это будет правда. Человек может сопротивляться, когда общество ему делает хуже своим отношением. Но никто не будет сопротивляться, когда дома его учат "будь уважителен", а общество безо всяких ограничений дает ему привилегию, которая абсолютно легитимна, чиста и социально одобряема.

2016-11-24 в 18:11 

Пинья Колада
"За пределами знания о злодеянии и добродетели есть поле. Я жду тебя там." Джалаладдин Руми, XIII век
~Mathew, конечно же, общий фон важнее и звучит если не громче, то навязчивее, ему трудно противостоять, но всё-таки пример внутри семьи - это то, что родители могут дать ребенку. Это ни от чего не застрахует, но мальчик хотя бы будет знать, что его поведение не найдет одобрения в семье, а девочка - что у неё есть люди, на которых можно положиться. Я просто не знаю с чего ещё начинать, если не с себя. Быть тем, кто не одобряет гадство, которое считается нормой, уже хоть что-то.
Спасибо тебе за поддержку! Такие вещи гораздо проще читать, когда есть с кем адекватно обсудить прочитанное.

URL
2016-11-24 в 18:22 

~Mathew
Amicus cognoscitur amore
Пинья Колада, пока этот пример давать некому, к сожалению. Мужчин, не носящих патриархальной культуре в мозгах, нет. Соответственно, и сыновей они растят точно так же (или не растят вообще, что отдельно отлищный пример). Но с себя все равно надо начинать. Быть агрессивнее. Не заниматься либеральным феминизмом. Да и все, пожалуй.

2016-11-24 в 18:32 

Giedis
.
У меня от одного описания слезу наворчиваются, хотя я сам тот еще абьюзер, куда там читать.
А как начать убеждать человека, того самого насильника, встать на путь исправления? Как достучаться вообще? В книге есть примеры?

2016-11-24 в 18:49 

Пинья Колада
"За пределами знания о злодеянии и добродетели есть поле. Я жду тебя там." Джалаладдин Руми, XIII век
~Mathew, я надеюсь на лучшее, это ж я. Самовоспитываться поколению, которое может стать адекватными родителями, мы ещё подходим для этого, так что есть шансы, что дальше будет лучше. Нужно много терпения.

Giedis, есть примеры того, почему отказались от практики добровольного прихода в программу - абьюзеры начинали использовать её в свою пользу, выворачивали полученные знания наизнанку, прикрывались участием в программе, так что остановились на том, что только суд может туда человека определить. А вообще - обращение в органы правопорядка, у нас это сложно, потому что сильно не накажут, а жестокий человек потом захочет отомстить. Ещё твердо показать, что жертва больше не намерена терпеть такое отношения, но опять же, ей надо опереться на что-то, правосудие отпадает, родственники-друзья часто тоже, часто они просто не знают, чем именно помочь. Он может испугаться запрета видеться с детьми, но этого тоже ещё нужно добиться. Эмпатии у этих людей зачастую либо мало, либо вообще нет, так что на чужие чувства им плевать. Остается только страх: разрушенных отношений, если отношения им дороги, реального наказания, общественного осуждения.

URL
2016-11-24 в 18:55 

Giedis
.
Пинья Колада, какое-то бессилие и отчаяние. Трусливо не хочется обо всем этом думать

2016-11-24 в 19:13 

Пинья Колада
"За пределами знания о злодеянии и добродетели есть поле. Я жду тебя там." Джалаладдин Руми, XIII век
Giedis, на то мы и общество людей, чтобы оказывать взаимоподдержку и взаимопомощь, не отпихивать неудобные нам проблемы на периферию. Это деградировать легко, а саморазвиваться тяжко, конечно. Даже вот такого рода книжки читать - там вроде элементарные вещи написаны, а каждая страница, как открытие.

URL
2016-11-24 в 19:26 

AnchorPoint
Education is what you get when you read the fine print. Experience is what you get if you don't.
перепостить можно?

2016-11-24 в 19:32 

Пинья Колада
"За пределами знания о злодеянии и добродетели есть поле. Я жду тебя там." Джалаладдин Руми, XIII век
AnchorPoint, можно. Я в конце ещё ссылку на книгу прикрутила, вдруг кто-то захочет почитать.

URL
2016-11-24 в 20:01 

AnchorPoint
Education is what you get when you read the fine print. Experience is what you get if you don't.
Пинья Колада, спасибо!)

   

Просто так

главная